Уехать нельзя вернуться

23 ноября, 2023
Содержимое
Редакция HSE PRESS поговорила с теми, кто не смог вернуться в Москву, чтобы узнать, каково это — остаться взаперти за границей, в то время как одногруппники вернулись на учебу в офлайне.

Инесса Подопригора, Казахстан

Социология, 2 курс

На первом курсе, до карантина, жизнь кипела. Новое окружение, Москва, студенческая жизнь. В общежитие я возвращалась в основном просто переночевать. Тогда, в январе, о коронавирусе только-только начинали появляться какие-то тревожные новости, но я относилась к ним, как и к самому вирусу, очень скептически. А потом наступил март: стали закрывать границы, но я почему-то жила с уверенностью, что Таможенный союз, а конкретно — Россию и Казахстан, это не коснется. В тот момент ситуация стала накаляться, уже в середине месяца стали вводить ограничения даже внутри союза, и я поняла, что пришло время насторожиться. Я купила билеты в Казахстан на 22 марта и обратно, в Москву, — на 5 апреля. Как вы поняли, обратный билет мне не пригодился.

Если честно, я была уверена, что на летнюю сессию мы вернемся. К тому же, все вокруг твердили: «Вы, студенты российского вуза, в любой момент можете вернуться и продолжить обучение». Наверное, мы так и продолжили бы слушать эти фразы, если бы не наступил август. И тогда началось самое интересное.

Сначала нас уверяли, что границы для студентов откроют 17 августа, затем 20, а потом каждые два дня просили ждать еще два, пять, затем — неделю. На сегодняшний день ситуация никак не решена. Мы все еще ждем. Многие пытались пересечь границу с помощью справок, но еще в августе таможенники просто разворачивали всех молодых ребят и даже не смотрели документы, какие там справки.

Да, авиаперелеты открыли в конце сентября, но цены сразу стали космическими. Многие студенты просто не располагают такими деньгами. Некоторые даже берут кредиты, чтобы вернуться. Можно, конечно, взять билеты на конец ноября-декабря, но никто не решается на это, потому что ситуация сейчас крайне нестабильная.

И, казалось бы, раз такая ситуация, нам пообещали максимально помогать с учебой, но и этого не происходит. Мы буквально учимся самостоятельно. Не все преподаватели готовы проводить семинары в формате и онлайн, и офлайн. А если и готовы, зачастую, это мало эффективно. Пару раз меня подключали к офлайн-паре с помощью ноутбука и Zoom, я была как обычный студент, наравне с другими ребятами, только в компьютере. Это было ужасно неудобно.

Я уже не хочу делать никаких прогнозов по поводу открытия границ и нашего возвращения на учебу, потому что я устала. Устала сидеть на чемоданах, постоянно читать новости, мониторить чаты студентов, подпрыгивать от каждого уведомления. В августе я так и жила, а сейчас понимаю, что почти не помню тот месяц своей жизни. Так можно и с ума сойти. Не так давно я очень переживала, сейчас я просто приняла ситуацию такой, какая она есть. Я думаю, что буду очень счастлива, когда спокойно возьму билет и вернусь в Москву.

Ребята, которые сейчас в такой же ситуации, подумайте, как сделать так, чтобы это время работало на вас. Сейчас у нас всех есть возможность вернуться к тому, на что в Москве постоянно не хватает времени.

Люда Перчемли, Молдавия

Журналистика, 3 курс

Свой 20-й день рождения я встречала в общежитии. Одна.

Ситуация с карантином обострилась так быстро и неожиданно, что я, единственная из моих друзей, не успела купить билеты домой. И в тот момент, когда все мои соседки уже пили с родителями чай на кухне в родных городах, я мониторила Aviasales. Уже в конце марта до Молдовы можно было долететь с четырьмя-пятью пересадками и тысяч за 150, а потом рейсы совсем пропали. Тогда я приняла серьезное решение остаться в Москве, а во время карантина это означало остаться одной в четырех стенах. Это было не очень веселое время, хотелось только одного — домой.

Спустя месяц мне удалось улететь. Я не переживала, не грустила, наверное, даже не задумывалась о том, что будет дальше. Время дома пролетело незаметно. Конец года, сессия, каникулы. Было хорошо.

Конечно, ближе к сентябрю я стала думать о возвращении. Собирала справки, представляла, как отсижу карантин (для иностранцев был обязательный двухнедельный карантин в Вороново — прим. автора) и вернусь к нормальной студенческой жизни.

И когда пришло время лететь в Москву, мой заранее купленный на 22 августа билет обнулили и сказали, что самолеты сейчас не летают. Запасным вариантом был автобус Молдова — Украина — Россия. Билет стоил не дорого, правда дорога занимала почти сутки. Однако меня это не смутило, и я решила ехать. Но и тут был сюрприз: на границе студентов просто стали разворачивать домой. Из Молдовы в Украину мы могли въехать, а вот из Украины попасть в Россию — нет.

В тот момент в голове были тысячи мыслей: как же так, почему нас не пускают? Что делать? Что будет с учебой?

Тогда вариант оставался один — делать справку и ехать в Россию по медицинским причинам. Но и он быстро отпал, потому что, если бы меня поймали, мне бы грозили штраф и депортация из России. Тогда пришлось ждать. Вот, все еще жду.

Кажется, я писала и звонила куда только можно. И каждый день слышала один и тот же ответ: «Пока ничего неизвестно, Россия не открыла границы. Мы ведем переговоры с посольством. Ждите». Многие студенты привлекают внимание к этой проблеме: запускают хэштеги, записывают видеообращения, собирают подписи, но всё это не дает ощутимого результата.

Если честно, мне было тревожно только первый месяц, а потом получилось смириться. Если я не могу изменить ситуацию, то я предпочитаю подстроиться под нее, а не тратить свои нервы. Я нашла чем себя занять: много учусь, работаю, занимаюсь спортом, читаю книги. На мой взгляд, очень помогает составлять расписание на каждый день. Это очень дисциплинирует и не дает расклеиваться. Рано или поздно это все закончится, а навык тайм-менеджмента останется!

Атай Рашалиев, Киргизия

Экономика, 3 курс

Иногда мне кажется, что я спокойнее всех воспринял ситуацию с карантином. Да, до карантина жизнь была другой: я учился, много занимался спортом, проводил время с друзьями. В марте, когда все стали собираться домой, я помониторил билеты и решил, что тоже слетаю домой на недельку. Купил билет, быстро собрал вещи и буквально сразу уехал в аэропорт. Забавно, что обычно я набираю вещи по-максимуму, но тогда взял совсем немного. О чем сейчас жалею, потому что уже холодает, а у меня самое теплое из вещей это футболки.

Карантин прошел спокойно. Мы с семьей уехали за город, много проводили времени на свежем воздухе, я слушал пары через Zoom. Если честно, то качество обучения, конечно же, изменилось в худшую сторону. Если в аудитории ты можешь подойти, спросить, попросить помощи, то в онлайн-формате приходилось разбираться во всем самому. Не разбираешься — твои проблемы.

Почему я спокойнее всех отнесся к карантину? Потому что еще летом я понял, что останусь дома надолго, а учеба в начале года продолжится дистанционно. Ни я, ни мои друзья не покупали билеты на август, потому что все понимали, что это бесполезно. И были правы, потому что границы так и не открыли. В конце сентября появились рейсы Бишкек—Москва, но на них до сих пор просто невозможно попасть: огромные очереди в кассы Аэрофлота с пяти утра, высокие цены на билеты.

Можно было вернуться в Москву через Турцию, и я знаю ребят, которые так сделали. Я не полетел, потому что решил, что хочу переждать это время дома. В Москве я был бы один в общежитии и не знал бы, чем себя занять, а так я работаю, учусь и нахожусь рядом с семьей.

Конечно, более активные студенты стараются привлекать внимание СМИ к этой проблеме, подписывают петиции, обращаются к властям. Я так не делаю, мне комфортно жить в этой ситуации. Я знаю, что мимо меня новость об открытии границ не пройдет, поэтому не трясусь от каждого сообщения.

Бывают моменты, когда я ловлю себя на мысли, что уже хочется вернуться к той жизни, которая была до коронавируса: ходить в универ, играть в футбол за ВШЭ, проводить время с друзьями. Тогда я стараюсь вернуться в реальность и думаю, что нужно быть благодарным за то, что у меня есть возможность быть рядом с семьей, каждый вечер возвращаться домой, где мама уже приготовила вкусный ужин.
 


Автор: Кристина Нейверт
Редакторы: Мария Трубникова, Кристина Черных
Обложка: rawpixel.com