Cui prodest?: первый узник новой власти в России

16 марта, 2024
Содержимое

По воспоминаниям журналиста Николая Андрущенко, политик Юрий Титович Шутов знал сотрудника спецслужб Владимира Путина ещё в 1970-ые годы, когда те были дачными соседями по кооперативу «Здоровье» на Чудском озере. В советское время Шутов был непримечательным ленинградским чиновником из статистического управления. В 1981 году он прославился тем, что устроил пожар в кабинете Смольного института, в попытках скрыть улики указывающие на его причастность к коррупции. За это Шутова осудили на 5 лет лишения свободы, а после освобождения он уехал за границу. В конце 1980-х годов Шутов вернулся в Ленинград и быстро понял, что наступило время, когда построить политическую карьеру и дорваться до высших эшелонов власти стало гораздо проще, чем до Перестройки. Шутов воспользовался старыми связями по работе в статистическом управлении и добился реабилитации. Старое уголовное дело больше не числилось за политиком.
 

Шутов на Невском проспекте, октябрь 1997 г. 

В начале 1990 года Юрий Шутов баллотировался в депутаты Ленсовета, но проиграл выборы. Однако участие в них свело Шутова с Анатолием Собчаком (тогда председателем Ленсовета), на которого уже работал помощником старый знакомый политика — Владимир Путин. Собчак назначил Шутова неофициальным помощником. Но Юрий Титович проработал у Собчака две недели, и был уволен с расплывчатой формулировкой «за неэффективность работы». Это событие стало поворотным в судьбе политика.


Редкая фотография Юрия Шутова и Владимира Путина. 1990-е.
 

После увольнения Шутов стал писателем и посвятил первую книгу откровениям про закулисные игры петербургской мэрии. Дебютная книга называлась «Собчачье сердце» и обличала деятельность на тот момент уже ставшего мэром Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Шутов отомстил бывшему начальнику, и вступил в жёсткую конфронтацию с питерскими властями. Книги начали приносить политику популярность, он стал частым героем новостных сюжетов, телепередач, политических ток-шоу. Сторонников Шутов искал среди оппозиционно настроенных к Собчаку жителей Петербурга. По воспоминаниям тележурналиста Александра Невзорова: «Оппозиция на тот момент была представлена в лице полных идиотов. Окучить эту публику было нетрудно».  

За свою политическую и общественную деятельность Юрий Титович расплатился здоровьем — политику периодически угрожали незнакомые люди, требовали отдать компромат и рукопись новой книги, а впоследствии нанесли ему тяжёлую травму головы. Этот инцидент добавил популярности Шутову, и петербуржцы стали относиться к политике новой петербургской мэрии с ещё большим недоверием. В 1992 году Шутова арестовали и завели уголовное дело по статьям «разбой» и «хранение оружия». К тому моменту он уже успел связаться с бандитскими группировками Петербурга. В 2006 году Шутова осудили как организатора заказных убийств, которые совершала банда Айрата Гимранова. Но на момент первого ареста, следователи не могли доказать причастность политика к создании ОПГ и ряду других преступлений. Дело не складывалось за отсутствием внятных доказательств — на следующий год политика освободили под подписку о невыезде, а в 1996 году и вовсе оправдали.
 

К тому моменту Шутов уже стал помощником депутата Госдумы Сергея Бабурина и возглавил «комиссию по анализу итогов приватизации». Несмотря на анонимные угрозы, он продолжил расследовать работу петербургской мэрии и писать новые книги. Шутов предал огласке многочисленные факты коррупции в мэрии Санкт-Петербурга. По словам «Агентства политических новостей», именно Шутов добился возбуждения уголовного дела против Владимира Путина, (более известного в СМИ как дело №144128) связанного с деятельностью корпорации «Двадцатый трест». 

В августе 1997 года неизвестные убили вице-губернатора Санкт-Петербурга и одного из авторов закона о приватизации Михаила Маневича. Убийство связали с деятельностью Шутова, который работал над анализом итогов приватизации и якобы вступил в конфронтацию с Маневичем. С этого момента правоохранительные органы начали «разрабатывать» Шутова, а через полтора года арестовали политика и отправили в СИЗО. Незадолго до очередного задержания, Юрий Титович победил на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга II созыва, но депутатская неприкосновенность не помогла избежать ему ареста. 

Незаурядный питерский политик и писатель оказался в незаурядной ситуации. Шутова вновь арестовали, но на этот раз к высшей власти в России шаг за шагом шёл человек, против которого он собирал компромат на протяжении всего десятилетия. В 1999 году и директором ФСБ, а затем и премьер-министром России стал Владимир Путин. На тот момент обвинители предъявили Шутову руководство организованной преступной группировкой, которая осуществляла заказные убийства, похищения, и вымогательства. По словам адвоката Михаила Трепашкина, доказательная база у следователей была крайне слабая — они не могли объяснить как создавалась и формировалась ОПГ, какая в ней была иерархия и распределение ролей. Следователи апеллировали слабыми аргументами, в которых не было конкретики. 
 

Осенью 1999 года Куйбышевский суд удовлетворил апелляцию адвокатов Шутова, и потребовал немедленно освободить политика из под-ареста, посчитав, что тех аргументов, которые предъявили государственные обвинители, недостаточно для содержания человека под арестом. Затем, через полчаса после освобождения политика, в здании суда произошло уникальное событие в истории отечественной юриспруденции. В зал ворвались сотрудники спецподразделений СОБР и РУБОП, и задержали только что освобождённого Шутова на глазах у шокированных родственников и адвокатов. Попутно силовики разбили камеры репортёров, и сломали руку телеоператору. Шутов тоже пострадал: ему перебили позвоночник прикладами автоматов. С тех пор Юрий Титович больше не провёл на свободе ни одного дня своей жизни. 

Журналисты охарактеризовали событие случившееся в Куйбышевском суде как милицейский беспредел. На момент ареста Шутов являлся кандидатом в депутаты Государственной думы, и его задержание было незаконным. Сам факт проникновения вооружённых силовиков в зал судебных заседаний журналисты расценили как повод к возбуждению уголовного дела по статье 297 УК РФ «Неуважение к суду». Опытные юристы с 20-летним стажем работы рассказали в интервью ОРТ, что впервые в своей практике они столкнулись с ситуацией, когда освобождённого по приговору суда вновь задержали прямо в зале того же суда.
 

Дальнейший судебный процесс сопровождался новыми скандалами и процессуальными нарушениями. Юристы отмечали, что судебный процесс по делу Шутова шёл слишком долго: следствие растянулось на два года. Затем ещё три года ушло на предварительные слушания, а рассмотрение дела началось только в 2004 году. К тому моменту Верховный суд России признал арест Шутова незаконным, но следствие не было остановлено. За время нахождения в СИЗО «Кресты», у Юрия Титовича сильно ухудшилось здоровье. Неэффективное лечение в тюремном изоляторе привело к возникновению у Шутова симптомов тяжёлой артериальной гипертензии, а впоследствии у него парализовало обе ноги, и он смог передвигаться только с помощью инвалидной коляски. В 2003 году в Санкт-Петербурге прошли губернаторские выборы, которые выиграла Валентина Матвиенко. На время избирательной кампании, Шутова этапировали из Петербурга в Москву. Кому мог помешать парализованный политик, отбывающий арест в «Крестах», осталось загадкой.



 

Следствие вновь предъявляло Шутову обвинения в заказных убийствах, похищениях, и создании ОПГ. По словам адвокатов, доказательная база по-прежнему оставалась слабой. Его также обвиняли в  организации убийств вице-губернатора Михаила Маневича и депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Но доказательства оказались неубедительными, и оба преступления считаются нераскрытыми и по сей день. Адвокат Шутова Каринна Москаленко также указывала на то, что, по материалам дела, которые передали в суд, политика нельзя считать виновным. Приговор по скандальному делу прозвучал лишь в 2006 году. Судебное заседание вновь оказалось уникальным, так как проходило не в суде, а прямо на территории следственного изолятора «Кресты» — власти объясняли это «особой опасностью банды Шутова». Суд признал политика виновным в создании ОПГ, вымогательствах, похищениях, заказных убийствах, и приговорил Юрия Титовича к пожизненному лишению свободы. Последние годы жизни Шутов вместе с адвокатами добивался пересмотра дела в ЕСПЧ. Однако, так и не дожив до рассмотрения дела в Страсбурге, он умер в 2014 году.


Сообщество в VK посвящённое Шутову

Юрий Титович Шутов является важной фигурой эпохи, которая оставила след в понимании того, как складывалось современное российское государство. Шутов — сложная и противоречивая личность, в оценке которой нет однозначного мнения. Противники видят в Шутове опасного бандита и убийцу, сторонники — честного политика пострадавшего в борьбе со злом. В социальной сети VK существует сообщество посвящённое памяти политика. Трагичная история Шутова доказывает факт, что государство должно гарантировать право на справедливый и беспристрастный суд любому гражданину.

Мнения современников: 

«Половина моего окружения считает, что он страшный человек и преступник, а другая половина считает, что Шутов – настоящий герой нашего времени: оболганный, оклеветанный и пострадавший за то, что критиковал представителей власти. Я запретила себе соглашаться или не соглашаться с теми людьми, которые считали его страшным человеком. Я запретила себе соглашаться с теми людьми, которые считали его героем нашего времени. Я запретила себе отвечать на вопрос, совершал ли он какие-то преступления, участвовал ли он в их совершении. Единственное, что вытекало из судебных документов по делу Шутова: инкриминируемые ему деяния не были доказаны судом». 

                                                                                             (с) адвокат Каринна Москаленко   

«Титыч настолько неаккуратно писал и разговаривал, не понимая, что некоторые персонажи уже не могут упоминаться в том контексте, в котором он их упоминает, что в принципе и к этим персонажам за то, что они применили какое-то силовое воздействие, тоже никаких претензий быть не может. Он вышел на то силовое поле в Петербурге, где всё было давно заминировано, где все игроки были очень опытными. Они посмотрели-посмотрели на титычевские художества — и спокойненько предоставили ему возможность сесть в тюрьму и погибнуть».

                        (с) тележурналист и депутат Госдумы I—IV созывов Александр Невзоров

«Он стал первой жертвой путинского режима, именно на нем Путин показал, придя к власти, как он будет расправляться с оппозицией, чтобы всем другим неповадно было. Шутов ещё в своих публикациях в 1998 году и в выступлениях в парламенте Петербурга предупреждал об опасности прихода к власти в стране чекистов, и он оказался абсолютно прав: чекисты пришли, и вместе с ними опасность для всего мира».  

    (с) депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга II созыва Андрей Корчагин

 

Автор: Максим Артёмов
Редактор: Дарья Ростова