Новая искренность

10 декабря, 2023
Содержимое
«Новая искренность» — это философское движение, появившееся в 80-х годах прошлого века и получившее отражение в поэзии, кинематографе, музыке и других областях искусства. HSE Press разобрались, что же такое «новая искренность» и как она стала трендом.

Новая искренность является ответной реакцией на иронию, которая активно использовалась во всех видах искусства после Второй мировой войны. Ирония помогала человечеству по-новому осознавать и воспринимать реальность после пережитых ужасов военного времени.

Дальнейшее развитие феномена относится к середине 1980-х годов, популяризирован он был в 1990-х американским автором Дэвидом Фостером Уоллесом. В эссе E Unibus Pluram: Television and Literature of USA он рассуждает о иронии в современной американской фантастике.

Одно из определений «новой искренности» было дано Д. А. Приговым в предуведомлении к текстам «Новая искренность» (1984). Он писал: «В пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирико-исповедальному дискурсу и может быть названо “новой искренностью”». Если говорить яснее, основная суть течения — устранение всепоглощающей иронии, нахождение новых человеческих ценностей: любви, дружбы, верности.

 

Д.А. Пригов. Фото: proza.ru

В литературе понятие «новой искренности» связано с именем писателя Дэвида Фостера Уоллеса. В своем эссе E Unibus Pluram: Television and Literature of USA (1993) он рассуждает о повсеместной иронии, использующейся в американской фантастике и предсказывает появление нового литературного явления, крайне по своим характеристикам похожего на «новую искренность».

Ирония, характерная для кинематографа 1960-х годов, присутствующая, например, в фильме Кубрика «Доктор Стрейнджлав», постепенно уходит на задний план. И в 1967 году «Бонни и Клайд» вызывает настоящий ажиотаж среди критиков. Зрители так сильно отреагировали на фильм, потому что в картине изображение героев-преступников было не холодным и ироничным, что было свойственно для кинематографа того времени, а наоборот, потому что фильм вызывал у зрителя чувство сострадания к героям, заставлял относиться к ним с юмором и человечностью.

Стоит еще упомянуть фильмы «Клерки» и «Криминальное чтиво», в которых герои не просто ведут откровенные разговоры о жизни — что уже является свойством фильмов «новой искренности», но всё повествование строится на этих разговорах: полностью в «Клерках» и с добавлениями экшена в «Чтиве».

 

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Направление «новой искренности» отразилось и в музыке. Например, New Sincerity — объединение из нескольких рок-групп в период с 1985 по 1990 год. Их музыка была ответом на ироническое мировоззрение видных музыкальных движений: панк-рока и новой волны. В объединение входили такие группы, как The Reivers, Doctors Mob, Wild Seeds и Glass Eye. Стоит сказать, что ни одна из групп объединения не имела коммерческого успеха, все они распались через несколько лет.

Особое распространение течение получило в интернете. С недавних пор рассказывать о своих проблемах, переживаниях или недугах в сети — не стыдно, а наоборот общепринято. Совершенно естественным стало писать в своем инстаграме о расставании с партнером или просить подписчиков скинуть немного денег на необходимую покупку. Открыто и искренне писать о своей жизни стремятся как обычные пользователи, так и популярные блоггеры.

Иллюзия идеальной жизни, которая еще несколько лет назад создавалась в сети, теперь в прошлом. Постепенно интернет становится комфортным пространством для самовыражения. Несомненно, и раньше существовали форумы, на которых можно было анонимно обсудить личные проблемы, однако только сегодня люди перестали бояться публично говорить, что они несчастны или одиноки, перестали бояться выглядеть слабыми.

Популярность новой искренности в литературе, кино и интернете — показатель того, что люди устали от повсеместной иронии и замкнутости. Современность призывает нас не бояться быть искренними, более человечными, открытыми и эмпатичными, не бояться своей уязвимости.


Автор: Ксения Балабанова
Редактор: Екатерина Караулова
Обложка: кадр из фильма «Бонни и Клайд»